Menu

«ЖЕҢІС ӘНІ» – ПЕСНИ МИРА. К 100-летнему юбилею Бекена Бекеновича Жилисбаева

9 мая в театре  «Аstana Opera» состоялся концерт, посвященный Дню Победы и 100-летнему юбилею родившегося в этот день Бекена Бекеновича Жилисбаева - ветерана войны, Народного артиста Казахстана, профессора, многие годы возглавлявшего кафедру сольного пения Казахской национальной консерватории имени Курмангазы.

Своими воспоминаниями и впечатлениями от концерта делится Сабина Аязбекова – академик, доктор философских наук, профессор.

Первые звуки концерта вернули меня в детство – в 60-70 годы прошлого столетия. Перед глазами – моя любимая апа, потерявшая на  войне своего мужа, моего ата – Амангельдина Айтпая. Будучи ответработником Народного комиссариата просвещения Казахской ССР, он за несколько дней до войны был командирован во Львов, откуда уже не вернулся. В военных архивах числится «пропавшим без вести красноармейцем». Во время войны пропал без вести, защищая Москву, и второй мой ата – Мазитов Мидхат – учитель г. Шымкента. Обе мои бабушки – Хауа Дюсембаева и Магипарваз Мазитова, как и многие женщины той скорбной эпохи, сами, без мужей растили своих детей.  Прошли десятилетия и годы после войны, но до конца своих дней они так и не смогли смириться с горечью утраты. И только песни, звучавшие по радио, поддерживали и придавали силы.

Я хорошо помню, что стоило диктору сказать: «…исполняет Бекен Жилисбаев», как радиоприемники в домах и апаши, и абики переключались на полную громкость, и их внимание  было полностью сконцентрировано на каждом звуке, на каждой паузе, каждом вздохе. Через песни Бекена - непосредственного участника войны, они как бы общались со своими любимыми мужьями, возвращаясь во времена своего мимолетного женского счастья. Их глаза наполнялись слезами. И сколько бы они ни слушали Бекена и ни подпевали ему, каждый раз вместе с ним они вновь и вновь оплакивали утрату, находя в этих слезах  утешение. Ведь в этом голосе было столько неиссякаемого стремления и любви к жизни, что запахи весны, безмятежного мира, зарождающего счастья и будущего витали в  квартире.

Мне показалось, что концерт в «Аstana Opera», составленный в основном из репертуара Бекена Жилисбаева, вернул не только меня в то послевоенное время. Концертный зал был наполнен вздохами и всхлипываниями. Многие тихим голосом подпевали певцам. И каждый вспоминал о погибших – мужьях, отцах, дедах  и братьях. И вновь, как и в то далекое время, ощущался запах весны, растворяясь в чувствах обновления, красоты, глубокой вселенской мудрости и неиссякаемости самой жизни.

Бекен-аға, несмотря на тяжелые увечья, смог преодолеть в себе войну, и в своих песнях он нес мир, покой и счастье. Силой своего голоса он помогал тысячам казахстанских вдов перешагнуть через черную полосу,  преодолеть боль и безнадежность, принять как данность изменчивость мира и краткость жизни людей. По сути, он заново открывал им мир - мир, в котором нет войны.

Бекен-аға безмерно любил и ценил радость жизни настолько, что его судьба обросла множеством легенд и занимательных историй. Он знал и чувствовал силу искусства, а музыка была его природной стихией. Но это мне открылось чуть позже, когда его дочь Аида стала моей самой близкой подругой.

Мне посчастливилось провести многие годы в кругу этой замечательной семьи. Это был своего рода «дом творчества» и «дом высокой культуры», в котором росли дети Бекен-аға – Максат, Бекзат, Ардак и Аида. В этом же доме, гостеприимно встреченные и накормленные  Нурипой-апа, оттачивали свои творческие навыки и мы - многочисленные друзья детей, многие из которых также были из творческих семей. Рахмадиева Нейля, Мамбетов Алиби, Жубанова Зауреш, Калдаяков Касым, Абусеитова Сауле, Сырыбаева Лейла  и многие другие ученики школы им. К.Байсеитовой забивались в  отсутствие  Бекен-аға в его кабинет, демонстрируя друг перед другом свое мастерство. Кто-то проникал в семейную фонотеку, кто-то играл, кто-то пел, а кто-то (и я в их числе) читал книги из «Библиотеки мировой литературы», стеллажами с которыми были заставлены все стены от пола и до потолка. «Гадания на Вергилие», незабываемые концерты из произведений Шопена, Дебюсси, «Бони М» и «Битлз», шутки, смех и юмор всегда царили в этом доме.

А сегодня Аида, как и ее легендарный папа, обладая несомненным даром педагога, обучает игре на фортепиано состоявшихся и будущих звезд казахской эстрады.  Творческое начало изменило и судьбу Ардак - старшей дочери Бекена Бекеновича. Закончив биологический факультет в КазГУ, она стала сценаристом, а ее сын – Андо учится и хочет стать в будущем арт-продюссером.  

Свою страсть к культуре, искусству, музыке Бекен Бекенович разжег не только в своих детях, но и в своих учениках. Он был удивительным педагогом. Подобно жырау и акыну, «из уст в уста» своим ученикам он передавал не только уникальную технику пения, но и свое видение мира, вкус к творчеству, всю свою неиссякаемую жизненную энергию. Не случайно поэтому, ученики Бекена Бекеновича были частью его большой семьи.

Мне воочию удалось увидеть, что статус ученика Жилисбаева, - это и привилегия, и безмерная ответственность. По отношению к своим ученикам он проявлял требовательность, твердость, а порой даже жесткость, и в то же время, - безграничную веру в них и искреннюю отеческую любовь. Ученики боготворили своего Учителя и боялись его разочаровать.

Бекен-аға обладал удивительным даром распознавать вокальный потенциал молодых исполнителей и направлял всю свою могучую силу  и энергию на раскрытие их дара. Тогда, когда дело касалось судьбы тех абитуриентов, которые были наделены уникальным талантом, никакие формальности и трудности его не останавливали. Так, благодаря твердости и напористости Бекена-аға  студентами консерватории стали многие нынешние звезды оперной сцены. Кому-то из них не хватало академического музыкального образования, кому-то – знания русского языка, а кому-то - денег на дорогу. Пройдут годы, и Бекен Бекенович будет отправлять своих учеников на международные конкурсы, поддерживая их не только своим бата, которое ценилось превыше всего, но и финансово, а они, возвращаясь,  – посвящали ему свои победы.

Бекен Бекенович вырастил несколько поколений звезд мировой и отечественной  оперы. Возможно, в истории мировой музыкальной культуры нет более продуктивного педагога, который,  42 года возглавляя кафедру сольного пения, не только вырастил плеяду певцов мирового уровня, но и создал национальную школу вокального пения. Именно ему мы обязаны развитием оперного жанра и хорового искусства в Казахстане.

Многие ученики Бекена-аға и выпускники кафедры, возглавляемой им,  приняли участие в концерте, посвященном памяти Учителя. Самые любимые  произведения Бекена Бекеновича прозвучали в исполнении Народной артистки Казахстана Нуржамал Усенбаевой, Заслуженных деятелей Казахстана Шахимардана Абилова, Азамата Желтыргузова, Медета Чотабаева, Киякбая Асамбаева, Жаната Шыбыкбаева, Меира Байнеша, Бибигуль Жанузак, Заслуженных артисток Казахстана Жаннат Бактай, Галии Байгазиновой, Кавалера ордена Курмет Айзады Капоновой. Задушевностью и красотой были проникнуты и исполнения Салтанат Мұратбековой, Гульжанат Сапаковой, а также хора «Аstana Opera» (главный хормейстер – Заслуженный деятель Казахстана Ержан Даутов), скрипачки Айи Габбасовой, концертмейстеров – Заслуженного деятеля Казахстана Раушан Бескембировой и Жанар Ахметовой.


Участие этих  исполнителей, их глубочайшее почтение корифею казахского вокала сделало концерт душевным и трогательным. И не было в этих песнях образов «смертного боя», «ярости благородной», «душителей всех пламенных идей», «насильников, грабителей, мучителей людей», «красных ракет» и «неутомимого пулемета».  Ведь Бекен Бекенович не любил и не исполнял такие песни. Он был голосом своего народа, голосом мира и обновления. И в этом он не был одинок.

Вся блестящая плеяда казахских композиторов – Мукан Тулебаев, Еркегали Рахмадиев, Газиза Жубанова, Бакытжан Байкадамов, Капан Мусин, Нургиса Тлендиев, Шамши Калдаяков,  – продолжала и развивала присущую традиционной тюркской и казахской музыкальной культуре глубокую философичность. Не случайно поэтому, концерт, состоящий из произведений этих композиторов, посвященный 100-летию Бекена Бекеновича, стал в некоторой степени выражением древнейшей функции традиционной тюркской музыки – гармонизации мира, его текучести и изменчивости, онтологической связи Человека и Вселенной.  Идеи воссоздания Мира через судьбы людей, одновременность и гармонизация противоположностей - жизни и смерти, добра и зла, прошлого, настоящего и будущего, мужского и женского, - все эти образы,  характерные для творчества бахсы и жырау, акынов, салов и сере, со всей полнотой проявились и в творчестве казахских композиторов послевоенного времени.

Казахская национальная композиторская школа, созданная при активном участии российских композиторов на основе европейских жанров и форм, стала выражением изменения цивилизационной парадигмы, что привело к еще одному витку в развитии культурного кода казахов. ХХ век для казахской культуры стал временем активного усвоения  европейской музыкальной культуры – с присущей ей системой функционирования, особенностями взаимодействия творца и слушателя. Классические европейские жанры оперы и балета, симфонии и оратории приобрели в Казахстане совершенно новый национальный колорит.

Существующие параллельно многие века, независимо друг от друга, традиционное песенное творчество казахов и вокальная европейская музыка, в силу веления времени, встретились. Без сомнения, эта встреча была предопределена музыкальностью самих народов. Известно ведь, что самыми певческими народами являются итальянцы, казахи и украинцы. Именно в этих культурах пение занимает особое место, а музыка звучит в каждом доме. Объединяет их также способность выражать возвышенные стремления человеческой души и примирять глубочайшую скорбь с красотой и величием.

Нужно признать, что эта встреча двух вокальных культур – казахского традиционного пения и итальянского вel сanto состоялась благодаря русской культуре, которая, начиная с эпохи Петра I, в полной мере восприняла европейскую культуру, по ее образу и подобию выстраивая свою собственную культурную парадигму. А в Казахстане в этой встрече двух вокальных культур было суждено сыграть свою выдающуюся роль молодому певцу Бекену Жилисбаеву, обладателю уникального голоса. Отныне некогда существующая устойчивость, стабильность и даже консервативность традиционного национального музыкального языка, как и самой культуры, приобрела новые черты и новые особенности, характерные для европейской музыки. Эти изменения коснулись также и вокальной музыки, в том числе и песенного жанра.

Обладанию техники прекрасного пения - вel сanto способствовало  обучение Бекен-аға в Московской консерватории имени Петра Чайковского, а позже, уже в Казахстане, этому искусству он обучался у Александра Матвеевича Курганова, который сам получил вокальное образование в Италии и был эвакуирован в Алма-Ату во время войны.  Бекен-аға смог постичь итальянскую технику вокального исполнения, а затем, в течение многих лет в стенах Алматинской консерватории передать ее своим многочисленным ученикам.

Сегодня ценители итальянского вel сanto сетуют на его упадок, вытеснение его другими техниками. В Италии – родине оперы, ощущается нехватка теноров, обладателей этой уникальной техники исполнения. Однако в Казахстане оперная вокальная школа, созданная Бекеном Бекеновичем Жилисбаевым, изобилует певцами, обладающими блестящей техникой вel сanto. Не случайно поэтому, один из учеников Бекена Бекеновича - Медет Чотабаев является Кавалером Ордена Звезды Италии, обладателем Гран-при и специального приза – грамоты «Лучший тенор» престижнейшего Международного конкурса вокалистов                   имени М.Глинки. А сегодня Медет Чотабаев –  заслуженный деятель Казахстана, ведущий солист «Аstana Opera», его по праву называют казахстанским Паваротти. Его исполнение «Запретной мелодии» Гастальдони на концерте, посвященном памяти Учителя, стало кульминацией -  гимном любви, счастья и самой жизни.


Концерт, посвященный Дню победы и 100-летнему юбилею Бекена Бекеновича Жилисбаева, стал выражением почтения памяти тех, кто отстоял Мир – Мир, в котором мы сегодня живем, где преемственность и связь поколений становится основой нашего бытия, где Азия и Европа, Восток и Запад, ощущая свое онтологическое единство, делятся друг с другом своим культурным наследием и цивилизационной сущностью. Как и в древние времена, музыка стала не только выражением высокого искусства, но и Музыкой Мира, в своей духовной ипостаси объединяющей все человечество в единое целое.
вернуться в альбомы