МУЗЫКОВЕДЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: «8D02101 – МУЗЫКОВЕДЕНИЕ»
Приём лиц в докторантуру осуществляется при обязательном наличии международного сертификата владения иностранным языком.
1. ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Творческий экзамен по специальности включает устный ответ по билету и письменную работу.
Устный ответ по билету
Билеты содержат по три вопроса: по историческим дисциплинам (история зарубежной музыки, история современной музыки, история казахской музыки); теоретическим дисциплинам (теория музыки, гармония, полифония, анализ музыкальных произведений); по литературе.
Вопросы по истории музыки:
1. Эволюционное музыкознание как актуальное направление современной науки.
2. Музыкальная археология и её роль в обновлении представлений о ранней истории музыки.
3. Античные системы нотации: клинописная хурритская, буквенная греческая, китайская.
4. Пифагор и его музыкально-теоретическая система.
5. Боэций и его музыкально-теоретическая система.
6. Система григорианских песнопений и опыты реконструкции раннехристианского интонирования в XX-XXI веках.
7. Устный и письменный профессионализм в европейской музыке XIII-XV веков.
8. Ренессанс и Барокко – трансформация композиционного мышления и жанровой системы в XVI-XVII веках.
9. Иоганн Себастьян Бах и его наследие в музыке XVIII-XXI веков.
10. Историческая преемственность Мангеймской школы и Венского классицизма.
11. Роль национального начала в музыке эпохи романтизма. Национальные композиторские школы.
12. Модернизм в музыке первой половины XXвека: исторические предпосылки, художественные течения, ключевые фигуры.
13. Новая венская школа: история, композиционные принципы, значение в музыке ХХ века.
14. Репрессированное искусство: тоталитаризм первой половины ХХ века и его последствия в музыке России, Германии, Италии, Японии и других стран.
15. История и значение Дармштадских курсов новой музыки.
16. Феномен инструментального театра в музыке второй половины ХХ века.
17. Джон Кейдж, его соратники и наследие в музыке композиторов XX-XXI веков.
18. Обрядовый фольклор казахов в классификациях отечественных этномузыковедов второй половины ХХ столетия (Б. Ерзакович, А. Кунанбаева, А. Мухамбетова, С. Елеманова).
19. Песенное народно-профессиональное искусство казахов конца ХIX – первой половины ХХ столетий: устойчивость и трансформация традиций.
20. Концепты традиционной композиционной терминологии кюев Западного Казахстана и их параллели в инструментальной музыке Центральной Азии.
21. Казахская музыкально-речитативная традиция: основные проблемы и методы изучения.
22. Первые казахские оперы в контексте развития оперного искусства первой половины ХХ века и национальной музыкальной культуры.
23. Пути воплощения особенностей казахских кюев в симфонической музыке композиторов Казахстана 1940-1990 гг.
24. Основные этапы развития камерно-инструментальной музыки композиторов Казахстана.
25. Основные этапы изучение казахских национальных инструментов. Значение деятельности Б. Сарыбаева.
Вопросы по теории музыки:
1. Основные этапы исторического развития полифонии.
2. Полифония эпохи Возрождения.
3. Полифония эпохи Барокко.
4. Формообразование фуги И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.
5. Симфонизация фуги в творчестве Бетховена.
6. Полифония западноевропейских романтиков.
7. Полифония в музыке композиторов ХХ века (Шостакович, Хиндемит, Стравинский).
8. Полифония в творчестве композиторов Казахстана.
9. Ладовая система. Основные категории и понятия.
10. Фукциональные структуры централизованных ладовых систем.
11. Диатоника и хроматика. Теоретические концепции.
12. Модальная гармония доклассической и современной музыке (основные принципы и черты).
13. Политональность и полимодальность – типология и классификации.
14. Романтическая гармония.
15. Гармония в русской музыке XIX века.
16. Хроматическая тональность в музыке ХХ века (принципы структурно-функиональной организации).
17. Симметричные лады в творчестве русских композиторов (Глинка, Лядов, Римский-Корсаков, Скрябин, Стравинский).
18. Атональность и додекафония нововенской школы.
19. Стиль музыкальный и стилевой анализ.
20. Средства художественной выразительности в музыке.
21. Типы изложения и функции частей в форме.
22. Универсальные принципы развития музыкального материала.
23. Песенные формы в инструментальной музыке.
24. Форма рондо и рондальные формы: генезис, типология, историческая трансформация.
25. Генезис и эволюция сонатной формы.
Вопросы по литературе:
1. Ерзакович Б.Г. Песенная культура казахского народа. А.,1966.
2. Аманов Б., Мухамбетова А. Казахская традиционная музыка и ХХ век. А., 2001.
3. Кунанбаева А. «Жанровые дубли» как универсалия традиционной культуры // Искусство устной традиции. Историческая морфология: Сб. статей, посвящённый 60-летию И.И.Земцовского. СПб., 2002. С.55-62.
4. Халыкзаде Ф. Музыкальные аспекты изучения «Китаби-деде-Коркуд» // Қорқыт және ұлы дала сазы. А.,2011. С.14-22.
5. Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. А.,1978.
6. Утегалиева С. Звуковой мир музыки тюркских народов. М., 2013.
7. Джумакова У.Р. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности. Астана, 2003.
8. Музыкальные инструменты и инструментальная музыка. В 2-х томах. М.Л., 1987.
9. Работы казахстанских музыковедов по проблемам традиционной инструментальной музыки.
10. Очерки по истории казахской музыки. А.,1962.
11. Творчество Арнольда Шёнберга в книгах С. Павлишин и Н. Власовой.
12. Гармония в музыке ХХ века в книгах Л. Дьячковой, Н. Гуляницкой и Ю. Холопова.
13. Музыкально-теоретические системы в трудах Ю. Холопова.
14. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века.
15. Форма в музыке XX века в трудах Т. Кюрегян, Г. Григорьевой и В. Холоповой.
16. Композиционные принципы П. Хиндемита в трудах Н. Бать и И. Тер-Оганезовой.
17. История русской музыки и творческие портреты русско-советских композиторов в трудах В. Холоповой.
18. Симакова Н. Контрапункт строгого стиля и фуга. М., 2007.
19. Труды А. Соколова по музыкальной композиции XX века.
20. Формообразование фуги в работах А. Чугаева, А. Должанского, К. Южак.
21. История полифонии Ю. Евдокимовой.
22. История инструментальных форм В. Протопопова.
23. История зарубежной музыки. XX век. Ред. Н. Гаврилова.
24. Музыкально-историческое наследие В. Дж. Конен.
25. Концепция музыкального профессионализма в трудах Н. Шахназаровой.
Письменная работа
Целостный анализ произведения (партитуры, клавира).
Время написания – 5 академических часов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Максимальная оценка за творческий экзамен по специальности составляет 50 баллов. Минимальный проходной балл – 25.
- 45-50 баллов (отлично)
Претендент должен показать широкую музыкальную эрудицию, теоретические знания, аналитическое мышление, продемонстрировать в письменной работе практические профессиональные навыки, отличный музыкальный слух. Способности к обобщению имеющегося материала
- 36-44 баллов (хорошо)
Знания претендента конкретны, логика изложения материала ясная и убедительная, письменная работа отражает достаточное владение профессией (соблюдение правил, творческая идея, точность воплощения замысла). Но при этом он слабо ориентируется в вопросах истории и теории музыки, недостаточно осведомлен о ключевых тенденциях музыкознания, не самостоятелен в формулировках, не умеет системно мыслить
- 25-35 баллов (удовлетворительно)
- Слабое владение навыками анализа явлений, произведений, процессов; недостаточная логичность в изложении материала; недостаточность знаний по проблемам методологии, истории и теории музыкознания. Средние навыки в практических формах музыкально-теоретических дисциплин.
- 0-24 баллов (неудовлетворительно)
Отсутствие навыков анализа явлений, произведений, процессов; отсутствие логичности в изложении материала. Отсутствие навыков в практических формах музыкально-теоретических дисциплин.
2. ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН – ЗАЩИТА РЕФЕРАТА
1. Тема и содержание реферата должны соответствовать профилю специальности.
2. Реферат выполняется на казахском или русском языках.
3. Объем реферата – не менее 20-25 страниц.
4. Сведения, которые необходимо отразить в реферате:
· актуальность и новизна темы;
· формулировка объекта, предмета, цели и задач работы;
· методология исследования;
· степень изученности темы исследования;
· ожидаемый результат, практическая значимость исследования;
· список использованных источников (не менее 30) с указанием выходных данных (название, место и год издания, количество страниц).
5. Цитатный материал реферата оформляется в соответствии с нормативами научных работ (сноски с указанием литературного источника, номера страницы обязательны).
6. Цитатный материал не должен превышать 20% от общего объёма текста реферата.
7. Нотные примеры (если таковые имеются) печатаются в качестве приложения к реферату и не входят в основной листаж текста реферата.
8. Текст следует печатать через одинарный интервал. Поля: правое – 10 мм., левое – 30 мм., верхнее и нижнее – 20 мм. Нумерация страниц – сквозная. Номер страницы ставят справа в нижней части листа.
Защита реферата также включает возможные вопросы по теории, истории музыки, методике преподавания специальных дисциплин, связанные с избранной темой исследования.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Максимальная оценка за творческий экзамен по защите реферата составляет 50 баллов. Минимальный проходной балл – 25.
- 45-50 баллов (отлично)
Претендент должен представить актуальную проблему, продемонстрировать достаточную эрудицию, аналитическое мышление, владение научным аппаратом, видение путей решения проблемы.
- 36-44 баллов (хорошо)
Претендент хорошо формулирует цель и задачи, логично излагает основные положения исследования. Но при этом демонстрирует недостаточный уровень знаний по проблемам теории, истории и методологии рассматриваемого вопроса.
- 25-35 баллов (удовлетворительно)
Слабое понимание сути проблемы исследования, недостаточное владение навыками письменного научного изложении, недостаточная аргументированность актуальности работы.
- 0-24 баллов (неудовлетворительно)
Отсутствие практической значимости исследования, малый объем (10 и менее страниц), слабое владение научным аппаратом, несоответствие тематики профилю специальности.
По всем вопросам обращаться к секретарю предметной комиссии Бекеновой Айжан +7 707 119 0787.