Традиционное музыкальное искусство
ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА:
«8D02104 – ТРАДИЦИОННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Приём лиц в докторантуру осуществляется при обязательном наличии международного сертификата владения иностранным языком.
1. ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Творческий экзамен по специальности включает исполнение концертной программы и устный ответ по билету.
Исполнение концертной программы
Исполнение сочинений разных стилей и эпох, в том числе произведения казахстанского композитора. Продолжительность – не менее 40 минут.
Устный ответ по билету
Билеты содержат по два вопроса: по истории и теории музыки; по специальности.
Вопросы по истории и теории музыки:
1. Категория жанра в музыке.
2. Общая характеристика полифонии строгого письма.
3. Элементы музыкального языка. Мелодика. Гармония. Метр и ритм. Фактура.
4. Классификация музыкальных форм: основные виды.
5. Виды программности, жанры и формы программных произведений.
6. Формы полифонии в музыке ХХ века.
7. Фактура, ее виды и функции.
8. Национальные композиторские школы.
9. Эстетические принципы, законы драматургии, музыкальный язык венской классической школы.
10. Русская музыкальная культура на рубеже XIX-XX вв.
11. Панорама развития зарубежной музыкальной культуры XX-XXI вв. Основные художественные течения, направления.
12. Эволюция концертного жанра в казахской музыкальной культуре.
13. История развития песенного жанра казахского народа (ХІХ в.).
14. Массовая музыкальная культура ХХ-XXI веков.
15. Оперное творчество П.Чайковского и Н.Римского-Корсакова.
16. Музыкальное наследие Абая Кунанбаева, его музыкально-поэтическая реформа.
17. Жанровая система казахского музыкального фольклора.
18. Творческая деятельность А.Жубанова в развитии музыкальной культуры Казахстана.
19. Обрядовый фольклор казахов.
20. Национальные традиции в творчестве С.Мухамеджанова.
21. Трактаты о музыке Аль-Фараби.
22. Казахская опера в свете эволюции жанра.
23. Казахская традиционная инструментальная музыка. Ключевые школы и традиции.
24. Казахская симфоническая музыка в творчестве композиторов ХХ века.
25. Камерно-инструментальное творчество в музыке казахстанских композиторов.
Вопросы по специализации:
1. Выдающиеся исполнители ХХ века (в избранной специальности).
2. Ключевые исследования и труды по избранной специальности.
3. Родственные инструменты тюркоязычных стран (в избранной специальности).
4. Методы обучения традиционной музыки (в избранной специальности).
5. Казахский музыкальный фольклор: прошлое и настоящее (в избранной специальности).
6. Композиторские техники ХХ века и исполнительское мастерство (в избранной специальности).
7. Камерно-ансамблевые формы музицирования (в избранной специальности).
8. Особенности работы над совершенствованием профессиональных навыков (в избранной специальности).
9. Проблемы формирования и развития артикуляционно-штриховой культуры (в избранной специальности).
10. Импровизационность в исполнительском искусстве (в избранной специальности).
11. Особенности музыкально-педагогического процесса высшего образования (в избранной специальности).
12. Особенности музыкально-педагогического процесса среднего профессионального образования (в избранной специальности).
13. Особенности музыкально-педагогического процесса начального образования (в избранной специальности).
14. Виды работы исполнителя над музыкальным произведением.
15. Основные этапы работы над музыкальным произведением.
16. Обзор основных исполнительских коллективов и культурных заведений страны.
17. Интерпретация как феномен художественного мышления.
18. Личностные аспекты в формировании интерпретации произведения.
19. Интерпретация в истории исполнительского искусства (в избранной специальности).
20. Выдающиеся исполнители Казахстана.
21. Исполнительская школа Казахстана (в избранной специальности).
22. Современное музыкознание Казахстана.
23. Произведения композиторов Казахстана в исполнительском репертуаре (в избранной специальности).
24. Классификация музыкальных инструментов. Особенности конструкции и звукоизвлечения инструмента по избранной специальности.
25. Профессиональные компетенции исполнителя в системе высшего образования.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
Максимальная оценка за творческий экзамен по специальности составляет 50 баллов. Минимальный проходной балл – 25.
45-50 баллов - оценка «отлично»:
Претендент должен показать яркие музыкальные данные, исполнительские способности, чувство стиля, культуру исполнительского интонирования. В устном экзамене претендент должен показать широкую музыкальную эрудицию, теоретические знания, аналитическое мышление.
36-44 баллов - оценка «хорошо»:
Исполнение претендента осмысленно, точно прочитан авторский текст, стилистически выдержан. Но при этом он не демонстрирует технической свободы, исполнение не отличается разнообразием и качеством. При устном экзамене знания претендента конкретны, логика изложения материала ясная и убедительная. Но при этом он слабо ориентируется в вопросах истории и теории музыки, недостаточно осведомлен о ключевых тенденциях музыкознания, не самостоятелен в формулировках, не умеет системно мыслить.
25-35 баллов - оценка «удовлетворительно»:
Слабое понимание стилистики и содержания исполняемых сочинений, недостаточное владение выразительными средствами музыкального интонирования (интонация, слух, фразировка, ритм). При устном экзамене проявляется слабое владение навыками анализа явлений, произведений, процессов; недостаточная логичность в изложении материала; недостаточность знаний по проблемам методологии, истории и теории музыкознания.
0-24 баллов - оценка «неудовлетворительно»:
Отсутствие выдержки, инициативы, ритмической воли, слабое владение техническими и художественными средствами интонирования, несоответствие программы необходимому уровню для поступления. При устном экзамене проявляется отсутствие навыков анализа явлений, произведений, процессов; отсутствие логичности в изложении материала.
II. ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН – ЗАЩИТА РЕФЕРАТА
1. Тема и содержание реферата должны соответствовать профилю специальности.
2. Реферат выполняется на казахском или русском языках.
3. Объем реферата – не менее 20-25 страниц.
4. Сведения, которые необходимо отразить в реферате:
· актуальность и новизна темы;
· формулировка объекта, предмета, цели и задач работы;
· методология исследования;
· степень изученности темы исследования;
· ожидаемый результат, практическая значимость исследования;
· список использованных источников (не менее 30) с указанием выходных данных (название, место и год издания, количество страниц).
5. Цитатный материал реферата оформляется в соответствии с нормативами научных работ (сноски с указанием литературного источника, номера страницы обязательны).
6. Цитатный материал не должен превышать 20% от общего объёма текста реферата.
7. Нотные примеры (если таковые имеются) печатаются в качестве приложения к реферату и не входят в основной листаж текста реферата.
8. Текст следует печатать через одинарный интервал. Поля: правое – 10 мм., левое – 30 мм., верхнее и нижнее – 20 мм. Нумерация страниц – сквозная. Номер страницы ставят справа в нижней части листа.
Защита реферата также включает возможные вопросы по теории, истории музыки, методике преподавания специальных дисциплин, связанные с избранной темой исследования.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
Максимальная оценка за творческий экзамен по защите реферата составляет 50 баллов. Минимальный проходной балл – 25.
45-50 баллов - оценка «отлично»:
Претендент должен представить актуальную проблему, продемонстрировать достаточную эрудицию, аналитическое мышление, владение научным аппаратом, видение путей решения проблемы.
36-44 баллов - оценка «хорошо»:
Претендент хорошо формулирует цель и задачи, логично излагает основные положения исследования. Но при этом демонстрирует недостаточный уровень знаний по проблемам теории, истории и методологии рассматриваемого вопроса.
25-35 баллов - оценка «удовлетворительно»:
Слабое понимание сути проблемы исследования, недостаточное владение навыками письменного научного изложении, недостаточная аргументированность актуальности работы.
0-24 баллов - оценка «неудовлетворительно»:
Отсутствие практической значимости исследования, малый объем (10 и менее страниц), слабое владение научным аппаратом, несоответствие тематики профилю специальности.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА:
1. Программа вступительного экзамена предоставляется до конца приема документов, со ссылкой на YOUTUBE канал техническому секретарю вступительного экзамена, который в свою очередь оправит членам комиссии для предварительного ознакомления;
2. График и порядок исполнения вступительного экзамена технический секретарь заранее отправит претендентам;
3. Подсчет баллов будет проведен после всех прослушиваний. Общий балл отправляется ответственному секретарю вступительных экзаменов консерватории.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ ПО ЗАПИСИ ВИДЕО:
1. Видеосъемка должна производиться без остановок, с начала и до конца исполнения произведения. Допускаются паузы в записи между произведениями. Не допускается использование видеомонтажа соединения несколько отрывков в исполнении одного произведения. Во время исполнения программы, на видео, должны быть отчётливо видны руки, инструмент и лицо исполнителя.
2. Допускается любительский формат при соблюдении всех остальных требований вступительного экзамена. В случае несоответствия видеозаписи техническим требованиям, присланное видео рассматриваться не будет.
ТРЕБОВАНИЯ К ОТПРАВКЕ ВИДЕО
1. Претендент должен отправить ссылку на видео на почту aizhan-almaty@mail.ru с открытым доступом на видео до конца процесса вступительных экзаменов;
2. В письме со ссылкой на видео, абитуриент должен указать: ФИО, исполняемую программу, кафедру куда поступает, копию удостоверения личности, контактные данные (в случае проблем со ссылкой или видео);
3. В описании к видео указать ФИО и исполняемую программу.
По всем вопросам обращаться к секретарю предметной комиссии Бекеновой Айжан +7 707 119 0787.