ИСКУССТВО ТРАДИЦИОННОГО ТАНЦА У ТЮРКСКИХ НАРОДОВ
Очередной, 6-ой по счету, симпозиум исследовательской группы «Музыка тюркоязычного мира», функционирующей при Международном совете по традиционной музыке (ICTM), состоялся 15-16 октября 2018г. в г.Трабзон (Турция). Он был организован государственной консерваторией, не так давно открывшейся при Карадениз техническом университете (рук.доцент, PhDА.Акат). Его тематика достаточно нова и весьма интересна: «Феномен танца: инновации и творчество в изучении и исполнительстве» (Рис.1).
Рис. 1. Участники 6 симпозиума исследовательской В работе симпозиума приняли участие группы «Музыка тюркоязычного мира» увходаисследователи из разных стран мира в консерваторию. Тробзон, 15.10, 2018.Среди них как известные специалисты вобласти традиционноготанца имузыкив целом и тюрков, в частности – профессора А.Дэвид (Великобритания), К.Фолей (Ирдандия), Ф.Халык-заде Азербайджан), А.Соколова (Россия, Адыгея), Р.Султанова (Великобритания), М. Ёзбелгин (Турция), Г.Сыченко (Италия), Ж.Курбанова (Туркменистан), так и более молодые – С. Зариф (Канада, Азербайджан), К.Мухтарова (Канада, Кыргызстан) и др. Казахстан представляли С.Утегалиева, проф., доктор иск. и А.Даулбаева, магистрантка Казахской национальной консерватории им. Курмангазы (научн. рук. Г.Абдрахман). (Рис.2.)
Программа симпозиума была весьма насыщенной по содержанию и формам. Следует отметить, что проблемы традиционного танца у разных тюркских народов исследованы неравномерно. Сам этот феномен сохранился в основном у оседлых и полуоседлых племен. У кочевников искусство танца только в ХХ веке стало заново возрождаться к жизни.
Рис.2. Участники симпозиума, слева направо: К.Мухтарова (Кыргызстан), А.Соколова (Россия), Ф.Халык-заде (Азербайджан), Ж.Курбанова (Туркменистан), С.Утегалиева (Казахстан), С.Зариф (Канада), Р.Султанова (Великобритания), З.Имамутдинова (Россия), Г.Сыченко (Италия), А.Акат (Турция).
Ключевые доклады были посвящены общим и методологическим проблемам: семантике жестов и их миграции (А.Дэвид), идеологическим и эстетическим основам традиционного ирландского танца (К.Фолей). На сессиях прозвучали разные сообщения: о национальной идентичности старинных азербайджанских танцевальных жанров (Ф.Халык-заде), о связи танцевальных движений с духовными практиками у башкир (З.Имамутдинова), о возрождении танцевкушдепдиу туркмен (Ж.Курбанова), кара жорго/кара жоргау киргизов и казахов (К.Мухтарова),о
Рис.3. Выступление А.Даулбаевой, феномене «танцевальности» в фортепианной магистрантки 1 к. КНК им. музыке Казахстана в ХХ веке (А.Даулбаева)
Курмангазы (Алматы)и др. Два сообщения были посвящены изучению источников: о Туркестанской коллекции песен и инструментальных пьес, собранных Р.Карутцем (1905) (С.Утегалиева) и коллекции
А.Анохина по музыке и танцам утюрков Сибири (Г.Сыченко) (Рис. 4).
Отметим высокий профессиональный уровень докладчиков.
В рамках симпозиума проведены мастер-класс (С.Зариф) иворкшопыРис.4. Выступление проф. С.Утегалиевой
(Ш.Йлмаз, Турция; К.Фолей, Ирландия), (Казахстан)
а также презентацииновых книг (Р.Султанова,
А.Соколова,Г.Сыченко и др.).Показан видео-фильм «О песенно-танцевальном ритуале Кушдепди» (Ж.Курбанова, Туркменистан), состоялся концерт турецкой музыки.
В дни симпозиума для членов исследовательской группы проходил бизнес-форум, на котором переизбиралось его руководство.
Необходимо отметить гостеприимство хозяев симпозиума (А,Акат), обеды и ужины изобиловали традиционными блюдами турецкой кухни и сопровождались музыкой и танцами (Рис.5).
Рис. 5 Казахстанские участницы
с организатором симпозиума
Профессор кафедры А.Акатом (Турция)
«Музыковедение и композиция»,
доктор иск. С.Утегалиева