Menu

Кафедра музыковедения и композиции

                                                                          ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ


Музыкаведение.jpg



Образованию кафедры музыковедения предшествовал длительный период деятельности нескольких кафедр, в работе которых участвовали видные музыковеды и композиторы Республики Казахстан. В конце 40-х годов факультет имел в своем составе кафедры теории музыки и композиции руководимой Е.Г.Брусиловским, и истории музыки – во главе с А.К.Жубановым. К этому времени для преподавательской работы в консерваторию приглашаются Л.Шаргородский, В.Сушков, С.Шабельский, В.Дернова, а также молодые воспитанники Алма-Атинской консерватории В.Писмарева, А.Серикбаева и Б.Жусубалиев. Многие педагоги кафедры являлись крупными общественными деятелями, принимавшими непосредственное участие в музыкальной жизни республики. В частности, С.Шабельский и Л.Шаргородский активно сотрудничали с А.Жубановым в период создания оркестра народных инструментов им. Курмангазы, помогая формировать его концертный репертуар.

В 1949 году состоялся первый выпуск студентов-музыковедов, среди которых были член-корреспондент Академии наук Казахстана композитор Б.Ерзакович и будущий профессор кафедры специального фортепиано А.Гринфельд.

Знаменательным событием в деятельности факультета в 1953 году стало разделение кафедры теории музыки и композиции на две самостоятельные. Для руководства вновь образованной теоретической кафедрой из Москвы приглашается один из крупнейших музыковедов СССР профессор И.Дубовский. В течение короткого времени ему удается реформировать ее работу до качественно нового уровня: приводятся в полное соответствие с общесоюзными стандартами учебные планы и программы, активизируется исследовательская и методическая работа, возрастает уровень научного потенциала кафедры и педагогического мастерства преподавателей. В 1954 году приступают к работе выпускники Алма-Атинской консерватории А.Байгаскина и М.Магзумов, а в 1956 – В.Мавриди. Позднее к ним присоединяются молодые специалисты М.Копытман, В.Балабичев, Э.Фелер, А.Молчанова, А.Юсфин, З.Визель, А.Венцкус, Б.Баяхунов и Л.Карпова.

С 1961 года на кафедрах теории и истории музыки была открыта аспирантура, первыми выпускниками которой стали А.Кетегенова, С.Тезекбаева, С.Сегал, К.Кирина, И.Шкарина, Г.Котлова, Л.Быкова.

В эти годы на кафедре, помимо доцента Б.Гулисашвили, преподавателей Ю.Шлега и А.Рудянского, начали педагогическую деятельность выпускники Московской и Ленинградской консерваторий Л.Сатылганова, Л.Григорьева и А.Мухамбетова, а также воспитанники Алма-Атинской консерватории Е.Трембовельский, Л.Тарасова и Э.Стручалина. В 1964 году на должность заведующего был назначен Н.Ф.Тифтикиди, пришедший на кафедру в 1956 году. Талантливый руководитель и эрудированный музыкант кандидат искусствоведения, доцент Н.Ф.Тифтикиди пользовался заслуженным уважением среди студентов и преподавателей, способствуя дальнейшему повышению качества учебной и научной работы педагогического коллектива. С 1967 года руководство «теоретиками» осуществлял З.Визель, которого сменил в 1969 году В.Каменский, являвшийся заведующим кафедрой до ее разделения в 1972-м на две кафедры:  кафедру гармонии и сольфеджио и кафедру полифонии и анализа.

Кафедру гармонии и сольфеджио возглавил один из ведущих специалистов в области гармонии, доцент Е.Трембовельский, посвятивший себя исследованию симфонической музыки Е.Брусиловского, а позднее – С.Прокофьева и М.Мусоргского. В этот период состав кафедры пополняется молодыми выпускниками Г.Зубковой, В.Новиковым, М.Ермоловым, Р.Базановой, Б.Амановым и А.Кунанбаевой. В это время наряду с работами по музыкальной теории появляются исследования, освещающие разнообразные аспекты народной музыки (И.Дубовский, Н.Тифтикиди, А.Байгаскина) и творчества композиторов Казахстана (Л.Быкова, Р.Базанова, А.Кетегенова). С 1977 по 1984 год кафедрой заведует кандидат искусствоведения, профессор А.Мухамбетова, с именем которой связаны утверждение принципа профилизации музыкально-теоретических дисциплин, дальнейшая разработка традиционных и новых курсов, а также привлечение педагогических кадров из числа талантливой молодежи для обеспечения преемственности научно-педагогических традиций. В их числе были З.Кунаева, И.Кожабеков, Д.Сенкибеков, С.Утегалиева, Г.Омарова. В научной деятельности возрастает удельный вес трудов, посвященных казахскому музыкальному фольклору (А.Байгаскина, Б.Аманов, А.Мухамбетова А.Кунанбаева, Р.Кордабаева).

С 1984 по 1987 годы заведывание кафедры переходит к И.Кожабекову, воспитавшему более 30 музыковедов, многие из которых, став кандидатами искусствоведения, успешно продолжили научную деятельность в России, странах ближнего зарубежья и вузах Казахстана, (С.Калиев, Г. Кузбакова, А.Кошимбетова, Т.Черныш, О.Ширяева Н.Золотарева и др.). В последствии И.Кожабеков так же вел большую организаторскую деятельность в должности декана историко-теоретического и фортепианного факультета (1992-1997) и проректора по учебной работе (1999-2001). Являясь проректором по учебной работе, в период реформы вузовского образования в республике, руководил работой педагогического коллектива консерватории по созданию новых Государственных стандартов и типовых учебных программ по музыкальным специальностям.

В 1987-1992 гг. заведующей кафедрой гармонии и сольфеджио становится профессор, кандидат искусствоведения, автор фундаментального исследования «Ритмика казахской традиционной песни» (1991) А.Байгаскина. В период ее заведования происходит апробация целого ряда комплексных дисциплин, в содержании предметов постепенно начинает преобладать региональная ориентация, ведется большая работа по созданию оригинальных курсов теории музыки, гармонии и сольфеджио на казахском языке и на материале казахской музыки (А.Байгаскина, А.Кетегенова, С.Раимбергенова, С.Калиев). И.Кожабековым создаются авторские специальные курсы «История музыкально-теоретических систем» и «История гармонии». Большой популярностью среди студентов пользуются факультативы «Мир народной музыки» С.Утегалиевой, «Джазовый ансамбль», «Джазовая импровизация» М.Ермолова, «Аккомпанемент на клавишных инструментах» Л.Быковой и «Музыкальный язык казахской песни» для студентов и аспирантов И.Кожабекова. Преподавателем кафедры Г.Зубковой готовятся публикации по методике преподавания музыкально-теоретических дисциплин во всех звеньях системы музыкального образования. Последовательно реализуется принцип преемственности поколений. Так, с 1991 года на кафедре начинает работать старший преподаватель Л.П.Игнатенко.

Научная работа кафедры определяется развитием идей Б.Аманова и А.Мухамбетовой в исследовательской деятельности их учеников, занимающихся изучением древних казахских кюев (С.Раимбергенова), кобызовой музыки (Г.Омарова), домбровой традиции Центрального и Восточного Казахстана (С.Калиев, М.Гамарник) и проблематикой музыкального мышления и восприятия традиционных профессиональных музыкантов (С.Утегалиева). С 1992 по 1997год заведующей кафедрой является кандидат искусствоведения, доцент С.Утегалиева, научная деятельность которой была тесно связана с установлением и развитием международных научных и культурных связей с ближним и дальним зарубежьем. Продолжающаяся в это время разработка новых дисциплин создает необходимые условия для внедрения в учебную практику, на экспериментальной основе, дипломной исследовательской работы студентов-исполнителей факультета народных инструментов, открывшую возможность получения второй музыковедческой специальности, последующего обучения в аспирантуре и занятий научной деятельностью.

Разрабатываются новые направления, связанные с взаимодействием музыкальных культур Запада и Востока (Е.Ирзабекова). Вопросы музыкальной фактуры исследуются в работах З.Кунаевой. Особый интерес представляют ставшие широко известными в казахском музыковедении исследования монодического ладообразования и казахской песенной метро-ритмической системы И.Кожабекова. Д.Сенкибеков разрабатывает оригинальные теоретические идеи гармонии музыки ХХ в. Выходит в свет один из первых учебников по казахской музыке «Казахская музыкальная литература», подготовленный У.Джумаковой и А.Кетегеновой.

1996 году защищаются три кандидатских диссертации: Г.Бегембетовой «Жизнь и творчество К.Байсеитовой» (рук. А.Кетегенова), С.Калиева «Традиции аркинского шертпе» (рук. А.Мухамбетова) и М.Гамарник «Жизнь и творчество Таттимбета» (рук. А.Мухамбетова). Получает международное признание научная деятельность Б.Каракулова, подготовившего докторскую диссертацию «Симметрия музыкальной системы», ставшую основанием для присуждения ему звания «Человек года» в Оксфорде (Великобритания). Позже он возглавит Международный союз симметрологов. С 1997 по 1999 год, до объединения кафедр гармонии – сольфеджио и полифонии – анализа, заведующей была кандидат искусствоведения, профессор А.С.Кетегенова. В этот период кафедра принимает активное участие в обновлении вузовских учебных планов и программ.

Кафедрой полифонии и анализа, образованной в 1972 году, начал заведовать представитель Ленинградской школы музыковедения В.Каменский, с 1969 года осуществлявший руководство кафедрой теории музыки. В коллектив нового структурного подразделения консерватории вошли опытные преподаватели, среди которых была старейший наставник, доктор искусствоведения, профессор В.Дернова. Начав свою педагогическую деятельность в Алма-Атинской консерватории еще в начале 50-х годов (после окончания аспирантуры Ленинградской консерватории), она блестяще защищает в 1973 году докторскую диссертацию, посвященную особенностям гармонии А.Скрябина. Автор фундаментальных исследований по данной тематике, В.Дернова также уделяет большое внимание проблемам музыкальной культуры Казахстана. Результатом этих исследовательских предпочтений явились труды «А.Затаевич и казахская народная музыка», «А.В.Затаевич. Песни разных народов», «Опера «Биржан и Сара» М.Тулебаева», сборник статей «Народная музыка в Казахстане». Ею был разработан и успешно велся курс специального анализа, в последующие годы получивший индивидуальную трактовку в работе доцентов Л.Измайловой, К.Кириной, Г.Котловой, А.Петрова, Л.Федяниной. Дважды заведовал кафедрой полифонии и анализа (в 1976-1980 и 1982-1984) выпускник Московской консерватории, кандидат искусствоведения, доцент В.Клопов, чередуясь в этой должности (в 1980-1982 и 1984-1986) с К.Кириной.

Кандидат искусствоведения, профессор К.Кирина, обладая большим научным потенциалом и разнообразными творческими интересами – от проблем гармонии, полифонии и анализа музыкальных произведений европейской традиции до различных вопросов развития казахской и уйгурской музыкальных культур, подготовила за годы преподавательской работы в консерватории более 60 студентов и аспирантов.

Большую и разнообразную деятельность вела на кафедре Б.Байкадамова, защитившая в 1984 году кандидатскую диссертацию «Функциональные основы темообразования домбровой музыки (на примере кюев Курмангазы)». Ее научные приоритеты характеризуют многочисленные публикации, посвященные казахской традиционной культуре, фольклористике, проблемам музыкального образования и бытованию музыкальных культур малых народов Казахстана. Инициатор многих казахстанских и международных проектов профессор Б.Байкадамова, совместно с С.Шубиной и Л.Федяниной, руководила клубом «Музыковедческие идеи», а позже – клубом музыковедов и композиторов. В течение нескольких лет она возглавляла факультет повышения квалификации, а с 1993 по 1997 год выполняла обязанности проректора по науке, совмещая эту должность с заведованием кафедрой полифонии и анализа в 1994-1997 годах.

Ярко выраженная ориентация на изучение казахской культуры в контексте мирового музыкального наследия отличает специальный курс анализа профессора Г.Котловой. Методическую направленность имеют ее работы «Особенности трактовки сонатно-симфонического цикла в произведениях композиторов Казахстана», «О рондообразном принципе формообразования в народной музыке», «Инструментальная соната в Казахстане». В 1998 году Г.Котловой была опубликована монография «Композитор и фольклор в музыкальной культуре Казахстана XX столетия», излагающая основные положения ее докторской диссертации.

С 1986 года после окончания аспирантуры Московской консерватории и защиты кандидатской диссертации (рук. Ю.Фортунатов) на кафедре Анализа и полифонии стал работать  А.Самаркин, специализирующийся на преподавании курса полифонии у композиторов, музыковедов. Его научная деятельность связана с изучением проблем оркестрового мышления и национального стиля оркестровки композиторов Казахстана. Особый интерес в его работах представляют вопросы проявления национальной этноорганологии в современной музыке. В последующие годы А.Самаркин обратился к изучению роли общественных (неправительственных) организаций в развитии музыкальной культуры республики Казахстан, является инициатором сохранности этнических культур в условиях многонационального Казахстана, проводит важную просветительскую работу, выступая с лекциями.  Помимо этого А.Самаркин активно включился в организаторскую деятельностью, являясь заведующим кафедрой полифонии и анализа и кафедрой теории музыки, проректором по научной работе (2000 – 2001).

Творческий интерес к национальной оперной музыке прослеживается в научной и педагогической деятельности доцента Г.Абулгазиной, являющейся автором многих методических разработок, среди которых – «Малые вокальные формы в казахской эпической опере 1970-х годов», «Безрепризные и сквозные формы на примере опер «Жумбак-кыз» С.Мухамеджанова и «Алпамыс» Е.Рахмадиева». С широким кругом проблем связана работа доцента С.Шубиной. Кандидатская диссертация «Черты стиля инструментальной мелодики Д.Шостаковича» обусловила ее интерес к проблемам современной полифонии, а также к творчеству казахстанских композиторов – Г.Жубановой, Б.Баяхунова, А.Бычкова, Е.Рахмадиева. С.Шубина является автором комплексного курса теории музыки для пианистов, истории мировой музыкальной культуры для студентов-менеджеров, а также оригинальных курсов «История европейской культуры и христианство», «История богослужебного пения». В соответствии со специализациями студентов-исполнителей, музыковедов и композиторов разрабатывали курсы анализа музыкальных произведений доценты А.Петров и Л.Федянина, А.Самаркин. Практическую реализацию в вузовском учебном процессе имеют исследования старшего преподавателя В.Шапилова, разрабатывающего теоретические проблемы оперной драматургии. Курс специальной полифонии, наряду с Б.Байкадамовой и С.Шубиной, на протяжении многих лет вела У.Джумакова, в настоящее время являющаяся профессором Казахской национальной академии музыки.

Важное место в работе кафедры занимала редакторская и издательская деятельность, осуществлявшаяся К.Кириной, Б.Байкадамовой, Г.Котловой и С.Шубиной при опубликовании материалов внутривузовских и межвузовских конференций – «Традиции и новаторство в музыке», «Национальное и интернациональное в музыкальном искусстве», «Затаевич и проблемы современного этномузыкознания», «Оптимум знаний по курсу анализа музыкальных произведений для музыковедов и композиторов», а также при подготовке коллективных трудов, посвященных памяти видных деятелей музыкальной культуры и искусства: «Сборник музыкально-теоретических статей памяти профессора И.И.Дубовского» (редактор-составитель К.Кирина), «Сборник статей и материалов памяти доктора искусствоведения, профессора В.П.Дерновой» (редактор-составитель Г.Котлова).

В 1999 году кафедра гармонии и сольфеджио и кафедра полифонии и анализа были вновь объединены в одну кафедру теории музыки, которой заведовали А.Самаркин (1999-2002), Б.Байкадамова (2002-2003) и С.Утегалиева (2003-2006). С 2006 года обязанности заведующего кафедрой теории музыки исполняет старший преподаватель В.Шапилов.

Традиционно высокий научный статус кафедры получил свое подтверждение в 2000-е годы, когда кандидатские диссертации защитили Е.Кондаурова («Процессуальность и ее основы в инструментальной музыке: на примере творчества композиторов Казахстана», рук. К.Кирина, 2002), К.Агошкова («О зонной природе кюев», рук. Б.Каракулов, 2002), В.Шапилов  («Русская камерная лирико-психологическая опера конца XIX – начала XX века. Проблемы специфики жанра», рук. Б.Б.Байкадамова, 2006), Г.Кузбакова («Ритмика казахского обрядового фольклора», рук. А.Мухамбетова, 2007), И.Кожабеков («Ладовая система казахской песенной монодии», рук. Б.Ерзакович, Г.Омарова, 2010). Особым событием в научной деятельности кафедры стала защита докторской диссертации Г.Котловой «Кюй в системе жанров композиторского творчества Казахстана» (2006). Опубликованная на основе этого диссертационного исследования одноименная монография Г.Котловой,  монографии С.Утегалиевой «Хордофоны Центральной Азии» (2006), «“Туркменские” кюи в домбровой традиции Западного Казахстана» (в соавторстве с С.Темиргалиевой, 2008), «Звуковой мир музыки тюркских народов: теория, история практика» (2013), В.Недлиной  «Академическая музыка Казахстана и США: перекрестки рубежа веков» (2011), так же как и переиздание фундаментальных трудов А.Затаевича «1000 песен казахского народа» и  «500 казахских песен и кюев» (редактор-составитель и автор вступительных статей И.Кожабеков)  составляют итог многолетней научной работы членов кафедры.

У истоков лекционных исторических курсов кафедры, организованной в 1946 году, стоял А.К.Жубанов, масштабная творческая и организаторская деятельность которого способствовала становлению музыкального искусства республики. Народный артист Казахской ССР, лауреат государственных премий, академик А.Жубанов был также первым доктором искусствоведения Казахстана и научным руководителем целого ряда музыковедческих диссертаций. Среди его учеников – кандидаты искусствоведения А.Кетегенова, З.Коспаков, Т.Джумалиева и другие специалисты, сыгравшие важную роль в формировании отечественной школы музыкознания. В 1946 году в Алма-Ату приглашается Е.Гировский, которому было предложено возглавить в консерватории кафедру фортепиано. Через шесть лет, в 1952 году, он становится заведующим кафедрой истории музыки. «Универсализм» педагогического дарования Е.Гировского был обусловлен блестящим образованием, полученным им на двух факультетах Петербургской консерватории – фортепианном и теоретико-композиторском. Высокий профессионализм и большие организаторские способности, позволили ему утвердить в учебном процессе фундаментальные дисциплины исторического цикла.

В конце 40-х годов начали преподавать в консерватории Н.Орлов и П.Аравин, внесшие большой вклад в разработку базовых направлений учебной и научной работы кафедры, которой поочередно они руководили: Н.Орлов – в 1952-954 гг., П.Аравин – в 1958-1961 и 1974-1979 годах. Автор общепризнанных монографий, Н.Орлов в должности заведующего кафедрой способствовал введению новых исторических курсов, стабилизации перечня предметов учебного плана музыковедческих специализаций. Так, он вел курсы по истории русской и советской музыки, а также подготовил большое количество первых выпускников вуза по специальности «Музыковедение». Одной из его ярких учениц была кандидат искусствоведения, профессор Г.Бисенова, впоследствии долгие годы проработавшая проректором по научной работе Алма-Атинской государственной консерватории им. Курмангазы. Член Союза композиторов Казахстана, кандидат искусствоведения, профессор П.Аравин много внимания уделял вопросам кадровой политики. В годы его заведования был существенно расширен спектр исторических дисциплин, читались курсы: «История, теория и методология музыкальной критики», «История музыки народов СССР», «Оперная драматургия», «Риторическое искусство». Ученый с разносторонними творческими интересами П.Аравин, автор монографии о творчестве кюйши Даулеткерее, много внимания уделял разработке теоретических и эстетических аспектов казахской музыкальной культуры, выступая с докладами на всесоюзных, международных конгрессах музыковедов, пленумах Союза композиторов СССР, статьями в республиканской прессе, на страницах журналов «Советская музыка», «Музыкальная жизнь». За годы работы в консерватории он воспитал более 20 дипломников, наиболее известными из которых являются музыковеды А.Кельберг, Т.Сапаргалиева, Л.Узких, композитор А.Зацепин. Одним из старейших педагогов консерватории, начавшая свою трудовую биографию еще в студенческие годы и прошедшая на кафедре все этапы педагогической карьеры: от преподавателя до ведущего профессора была ученица А.Жубанова – Л.Гончарова. В 1969 году она успешно защитила кандидатскую диссертацию «Формирование национальной оперы на примере опер Е.Брусиловского 1934-1940 годов». Л.Гончарова вела курсы истории зарубежной музыки и класс специализации, который закончили более 30 выпускников. Ее творческие интересы были сосредоточены, главным образом, на вопросах развития казахской оперной музыки, получивших освещение в статьях научных сборников, учебных пособий, энциклопедиях.

С 1951 по 1959 год преподавателем кафедры работал ученик П.Аравина, заслуженный деятель Республики Казахстан А.Кельберг, избравший впоследствии главным направлением своей профессиональной деятельности – пропаганду мировой классической музыки, работая лектором-музыковедом в концертных организациях, на радио и телевидении.

В 60-х годах преподавательскую деятельность на кафедре начала плеяда музыковедов, среди которых были – дочь П.Аравина, старший преподаватель Н.Мельникова, выпускница Ленинградской консерватории, кандидат искусствоведения, доцент Л.Подземская, а также музыковед, композитор, член Союза композиторов Казахстана, выпускник класса профессоров П.Аравина и А.Бычкова – В.Миненко. К ним присоединилась фольклорист С.Волож, а также доцент, кандидат искусствоведения Н.И.Головнева, с именем которой связан дальнейший этап развития кафедры в 70-х годах. В 1970 году кафедру истории музыки возглавила Н.Головнева, работавшая в консерватории в 1965-1979 гг. Она сосредоточила свою деятельность на сохранении уровня достигнутого профессионализма, чему в немалой степени способствовала ее высокая требовательность к себе и своим коллегам. В эти годы коллектив кафедры пополняется Н.Лапченковым, окончившим Алма-Атинскую консерваторию по двум факультетам – народных инструментов и историко-теоретическому. Он вел дисциплину «Народное музыкальное творчество». В 1971-1976 гг. на кафедре работала С.Петрова, читавшая курсы по истории русской музыки. Для кафедры «Истории музыки» всегда была характерна преемственность поколений и с середины 70-х годов в нее органично влились представительницы школы П.Аравина – кандидат искусствоведения, доцент Л.Узких и Т.Сапаргалиева. С 1979 по 1985 гг. кафедрой руководила Т.Сапаргалиева, выпускница аспирантуры Ленинградской консерватории, заслуженный деятель искусств Республики Казахстан, известный критик, секретарь Правления Союза композиторов. Опытный педагог, обеспечившая ведение специальных курсов по истории зарубежной, современной музыки, она сумела не только повысить качество учебного процесса, но и направить работу музыковедов на пропаганду достижений мировой классики среди массового слушателя. В 1979-1989 гг. на кафедре работал выпускник аспирантуры Алма-Атинской консерватории по классу Б.Ерзаковича - Ю.Аравин. В этот период он читал лекции по истории зарубежной и казахской музыки, совмещая педагогическую деятельность с музыкально-просветительской. Впоследствии заслуженный деятель Республики Казахстан, Кавалер ордена «Парасат» Ю.Аравин стал автором и ведущим популярных телевизионных и радиопрограмм, посвященных жизни и творчеству казахских народных композиторов. С сентября 1978 года трудится на кафедре ученица Л.Гончаровой доцент, кандидат искусствоведения Л.Зыкова, читающая курсы истории русской, советской музыки, методики преподавания, педагогической практики. В период с 1979 по 1998 годы читал специальные и общие исторические курсы, вел класс специализации, который закончили 36 музыковедов, доцент Е.Кабдуллин, обучавшийся в Московской консерватории, выпускником которой являлся также старший преподаватель, кандидат искусствоведения А.Петров, читавший в 1982-1986 годы общие и специальные курсы.

В 1985 году заведующим кафедрой истории музыки назначается кандидат искусствоведения Т.Джумалиева, выпускница Московского педагогического института им. Гнесиных, класс профессора В.Беркова. В этой должности она проработала пятнадцать лет, проявив разносторонние организаторские способности и поддерживая инициативы молодых коллег А.Карамендиной, Е.Усенова, Г.Калымовой, Г.Садуахасовой по чтению лекционных занятий и подготовке дипломных работ на казахском языке. Пройдя в 1999-2001 гг. докторантуру, она завершила исследование «Музыкальная культура казахского народа: Восток – Запад, в контексте единого культурного пространства». Т.Джумалиева является также автором 200 публикаций, связанных с вопросами развития национального искусства, взаимодействия различных традиций и культур. Претворив в жизнь идею издания первого музыкального печатного органа в среднеазиатском регионе – «Новой музыкальной газеты», Т.Джумалиева как главный редактор успешно занимается музыкально-критической деятельностью. Последние годы заслуженный деятель РК, профессор, член Союза композиторов Казахстана, академик МАИН Т.Джумалиева, воспитавшая более 50 музыковедов, менеджеров ведет большую работу по созданию учебников, являясь одним из авторов и заместителем главного редактора двухтомного труда «История казахской музыки» – первого учебника по истории казахской музыки, а также – автором и главным редактором учебника «Қазақ халқының дәстурлi музыкасы» (совместно с Д.Ахметбековой, Б.Ыскаковым, З.Коспаковым, А.Карамендиной). Также в ее активе монографии – «Казахская музыкальная культура и процент величия нации», «Музыкальная культура казахского народа: Восток – Запад в контексте единого культурного пространства», книга «Творчество композиторов Казахстана в зеркале музыкальной критики» (совместно с Г.Садуахасовой).

C середины 80-х и в начале 90-х годов значительно обновился состав кафедры. В 1984 году в ее педагогический коллектив влились музыковеды – А.Карамендина, выпускница аспирантуры Всесоюзного института искусствознания в Москве, впервые начавшая читать лекционные исторические курсы в консерватории на казахском языке. Доцент кафедры, вела специальные и общие исторически курсы, класс специализации. После завершения обучения в Московской консерватории на кафедру пришли кандидаты искусствоведения – Г.Джердималиева, Л.Копбаева, а в 1989 – М.Кокишева. Некоторое время она занимала должность декана факультета повышения квалификации с 2017 года доктор философии PhD. В 1992 году к ним присоединилась Д.Ахметбекова – доцент, член Союза композиторов Казахстана, член-корреспондент МАИН, один из авторов и редакторов пяти учебников для высшего и среднего звена по казахской музыке («Казахская музыкальная литература», «Қазақ музыка әдебиеті», вып. I, II), заместитель главного редактора «Новой музыкальной газеты», редактор журнала «Қазақстан балет әлемі», а также автор 200 статей по различным проблемам истории музыки и монографии «Казахская массовая песня». В 1994 году преподавателем кафедры становится Г.Тампаева, которая защищает в Российском институте культурологии кандидатскую диссертацию по теме «Информационные процессы в современной музыкальной культуре Казахстана» (научный руководитель к.иск., доцент А.Омарова). В 1997-2001 гг. осуществляла педагогическую деятельность выпускница аспирантуры МГК им. П.Чайковского, стипендиат ЮНЕСКО, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Ж.Ордалиева, которая позже возглавляла  управление аналитических исследований МОН РК. В 1997 году к преподавательской работе приступила автор первой в консерватории магистерской диссертации на казахском языке Г.Калымова (научный руководитель Т.Джумалиева) и выпускник Московской консерватории (класс профессора М.Тараканова), член Союза журналистов Казахстана, лауреат премий «Человек года», автор монографии «Ранние оперы Дж. Верди» А.С.Платонов. Старший преподаватель Г.Калымова активно выступает в качестве члена жюри республиканских конкурсов молодых исполнителей, музыковедов, имеет свыше 15 публикаций по теме диссертации, подготовила трех лауреатов республиканских конкурсов РИНС, олимпиад.

В 1982 году по инициативе ректора консерватории, народной артистки СССР, профессора Г.Жубановой в вузе была организована кафедра казахской музыки и фольклора, стратегической задачей деятельности которой было исследование национальной музыкальной культуры и внедрение их в учебно-образовательный процесс. Все годы существования кафедры работа педагогического коллектива была направлена на разработку и дальнейшее совершенствование курсов, определяющих ее национальную специфику, а основные этапы развития определялись не только внутренними целями и задачами, но также историческими и социально-культурными реалиями жизни республики. С момента открытия кафедры, в 1982-1986 гг. ее возглавляла кандидат искусствоведения, доцент А.Темирбекова, которая расширила диапазон дисциплин кафедры, введя в них кроме «Истории казахской музыки», впервые разработанный и внедренный в учебный процесс доктором искусствоведения, член-корреспондентом Академии наук КазССР, лауреатом премии Ч.Валиханова, заслуженным деятелем искусств РК, профессором Б.Ерзаковичем  курс «Методики преподавания казахской музыки», а  также «Запись и расшифровку народной музыки», впоследствии «Музыкально-этнографическую практику». Ядро кафедры составили крупные ученые-музыковеды Б.Ерзакович, Г.Бисенова, а также молодые преподаватели С.Елеманова, П.Шегебаев, А.Касымжанова, З.Рсалдина. Фундаментальные труды, монографии Б.Ерзаковича «Песенная культура казахского народа», «Советтік қазақ музыкасы» (в соавторстве с А.Жубановым и М.Ахметовой), «Музыкальное наследие казахского народа», «У истоков казахского музыкознания» и другие стали основой курсов кафедры. 2500 нотных записей этнографа Б.Ерзаковича, респондентами которого были Е.Беркимбаев, К.Азербаев, К.Байжанов, Ш.Абенов, Н.Букейханов и другие, наряду с расшифровками других этнографов, послужили основой для издания сборников классиков казахской народной музыки – Биржана, Ахана-серi, Жаяу Мусы, Ибрая, Естая, Асета, Абая, Мухита, Кенена.

Значительный вклад в становление кафедры внесла профессор Г.Бисенова. Являясь проректором консерватории по научной работе, она содействовала изданию ряда сборников статей, которые стали первыми шагами в большую науку для многих молодых музыковедов. Широта научных интересов Г.Бисеновой, определяемая трудами о творчестве Абая, Курмангазы, С.Сейфуллина, Д.Нурпеисовой, Г.Курмангалиева и других деятелей республики, позволила ученому выстроить концепцию специального курса по истории казахской музыки. А.Темирбекова, автор одного из первых в республике этномузыковедческих трудов по музыкальной диалектологии – «Казахские народные песни», также разработала программу лекционных занятий по истории казахской музыки. Обладая обширными знаниями полевых музыкально-фольклорных записей, фондов фольклорного кабинета консерватории, А.Темирбекова сумела придать проводимым ею занятиям научно-практическую направленность. В целях разносторонней организации работ по музыкально-этнографической практике, а также для расширения тематики лекционных занятий ею была введена дисциплина «Запись и расшифровка народной музыки» для музыковедов.  Активное участие в этой работе принимал П.Шегебаев, защитивший впоследствии кандидатскую диссертацию по творчеству Д.Нурпеисовой. В дальнейшем эта дисциплина была предложена для студентов-композиторов и исполнителей факультета народных инструментов. А.Темирбековой были изданы ряд трудов научно-исследовательского и музыкально-этнографического характера, множество очерков и статей, посвященных разным вопросам музыкальной культуры.

Педагоги кафедры успешно занимались научной деятельностью. Так, наряду с работами по симфонической музыке 40-х годов XX века З.Рсалдиной была начата разработка исследований жанра «акжелен» казахской домбровой музыки. Важное место занимали проблемы казахско-русских музыкальных взаимосвязей (А.Темирбекова), казахского музыкального профессионализма устной традиции (С.Елеманова). Был представлен целый ряд отзывов и рецензий на авторефераты диссертаций по традиционной культуре этносов Юго-Восточной и Центральной Азии, Поволжья и Закавказья. Методическая работа нашла свое выражение в подготовке двухтомного учебника истории казахской музыки и разработке на его основе обновленной типовой программы.

Интенсивный характер имела в этот период работа по сбору и систематизации музыкального материала – преподаватели регулярно выезжали в фольклорные экспедиции по Казахстану, а приглашение на кафедру этномузыковеда А.Нурбаева, разработавшего методику преподавания нотировки казахской традиционной инструментальной музыки, заметно расширило одну из ведущих дисциплин – «Методику расшифровки и записи народной музыки». Кадровый состав кафедры в те годы усилили композиторы, ныне заслуженные деятели РК – Б.Дальденбаев, К.Шильдебаев, которые вели дисциплину «Музыкально-этнографическая практика», а также в эти годы к работе на кафедре подключилась ныне доктор философии С.Аязбекова.

В 1987-1992 гг. кафедрой истории казахской музыки и фольклора заведовал профессор Б.Каракулов, направивший ее деятельность на расширение и укрепление межкафедральных и междисциплинарных связей. В этот период с курсами лекций в консерваторию приглашались ученые-фольклористы А.Сейдимбеков и К.Нурланова. Для проведения практических занятий на кафедру был привлечен специалист по рукописям на основе арабской графики М.Шафигов, а факультатив по расшифровке кюев вел доцент кафедры домбры А.Токтаган. Новый «вектор» в работе кафедры отразился в проведении городской конференции «Фольклор и культурная политика в условиях перестройки», где, помимо преподавателей, аспирантов и сотрудников консерватории, приняли участие ученые смежных с этномузыкознанием отраслей науки – филологии, фольклористики, эстетики, археологии. Заведующим кафедрой была предложена концепция курса «Анализ произведений музыкального фольклора», основанного на современной методике исследования песенных форм с применением системного подхода. Дальнейшее свое развитие она получила в разработанном доцентом П.Шегебаевым курсе «Анализ казахской традиционной инструментальной музыки». С целью совершенствования качества нотировок казахских традиционных вокальных, вокально-инструментальных и инструментальных произведений, Б.Каракуловым было инициировано открытие специализации «этномузыковедение» для выпускников народных отделений музыкальных училищ и студентов факультета народных инструментов консерватории, в совершенстве владеющих родным языком и играющих на домбре, что впоследствии значительно расширило поле их последующей творческой и научной деятельности через возможность получения второй специальности. Не случайно, значительную часть аспирантов и стажеров кафедры в разные годы составляли молодые музыканты Б.Тлеухан, Б.Муптекеев, А.Байбек, Е.Тунгышулы, Б.Бабижан, А.Нурсултанова, Т.Мукушев, Э.Жанабергенова, Р.Аманова, Е.Емил, У.Байбосынова, Т.Тогжан, получившие базовое исполнительское образование.

Автор трудов по музыкальной тюркологии Б.Каракулов уделял большое внимание изучению культуры других народов. Так, в течение 1988-1989 учебного года доцентом кафедры С.Кибировой проводился факультатив «Музыкальные инструменты Центральной Азии», а нотная расшифровка образцов русского, уйгурского и туркменского фольклора являлась общепринятой нормой практических занятий студентов-музыковедов и композиторов. На базе кафедры готовились и обсуждались диссертации по традиционному песенному творчеству казахстанских татар (Р.Валиуллина) и дунган (Р.Янчинова).

Высокий научный потенциал и активная гражданская позиция педагогического коллектива кафедры, к которому в конце 80-х годов присоединились ученый-кюевед, кандидат искусствоведения П.Шегебаев, этномузыковед ленинградской школы кандидат искусствоведения Д.Амирова и композитор А.Мамбетов, проявилась в создании и дальнейшем становлении нового структурного подразделения консерватории – кафедры народного пения. Начало второго десятилетия деятельности кафедры казахской музыки и фольклора совпало с большими общественно-историческими преобразованиями, обусловленными обретением республикой суверенитета. С этого  времени приобретает актуальность важнейшая проблема ведения учебных курсов и дисциплин кафедры на государственном языке. После приглашения на работу в конце 80-х и начале 90-х годов нового поколения музыковедов в лице А.Бердибай, З.Масгутовой, а позднее ныне кандидатов искусствоведения – Р.Несипбай, А.Сабыровой, свободно владеющих казахским языком, данная проблема была практически решена. Научные статьи этих молодых специалистов, а также труды кандидатов искусствоведения А.Омаровой, автора книг «Казахское профессиональное творчество: вехи развития», «Казахское состязательное искусство: айтыс», составителя, редактора книг, сборников статей – «Ахмет Жубанов», «Латыф Хамиди», «Борис Ерзакович», и Г.Абдирахман, посвященные широкому кругу проблем традиционной и современной казахской музыки, восполнили недостающие звенья материала специальных курсов.

С 1992 по 1996 год руководство кафедрой переходит к известному этномузыковеду, теоретически обосновавшему концепцию устного музыкального профессионализма казахов, кандидату искусствоведения С.Елемановой. Последовавшие за этим преобразования были связаны с расширением и углублением учебного материала основной дисциплины кафедры – «Истории казахской музыки». Вводятся новые дисциплины: «Музыкальная социология», «Музыка Востока». Преподавательская деятельность профессора С.Елемановой, начатая в конце 70-х годов, реализуется в разработке нового содержания курса «Народное музыкальное творчество». Начиная с середины 90-х годов данный курс увеличивается в объеме, благодаря введению нового тематического блока по традиционной музыке тюрко-монгольских народов. Дальнейшее географическое расширение материала стало основой для создания нового курса «Музыка Востока», ряд тем по которому в первый год его введения был прочитан ученым-источниковедом, кандидатом искусствоведения А.Джумаевым (Узбекистан). Тенденция к гуманитаризации образовательного процесса в эти годы определила включение также дисциплины «Этнология». Задачи специальных курсов по казахской музыке были связаны с научно-теоретической и научно-методической систематизацией материала, обусловивших исследовательскую деятельность С.Елемановой и ее учеников. Позднее, в 2000 году методические разработки С.Елемановой были обобщены в ее монографии «Казахское традиционное песенное искусство». Заведующей кафедрой также велась большая работа над изданиями музыкально-этнографической и учебно-методической литературы, совмещаемая с интенсивной организаторской деятельностью в проведении международных фестивалей традиционной музыки тюрко-монгольских народов и участием в различного рода республиканских и международных культурных проектах.

Акцентирование изучения проблем развития национальной музыкальной культуры, большая работа в качестве куратора кафедры по НИРС в середине 80-х годов С.Елемановой способствовали интересу студенчества к изучению малоисследованных областей искусства, обусловив их выбор тем дипломных работ, а позже – диссертационных исследований. Среди ее учеников – автор монографии и ряда научных статей по самодеятельному песнетворчеству композиторов Казахстана, кандидат искусствоведения Г.Абдирахман, возглавлявшая одно время историко-теоретический факультет и учебно-методический отдел консерватории; кандидат искусствоведения Д.Амирова, подготовившая программу нового курса «История и методология музыкальной фольклористики»; А.Сабырова – кандидат искусствоведения, впервые в республике разработавшая курс и типовую учебную программу по дисциплине «Музыка Востока», а также С.Ермекова и Б.Бабижан. В течение 2007 года кафедру казахской и зарубежной музыки возглавляла А.Сабырова, автор монографии о творчестве Абая и Шакарима, научный руководитель энциклопедии «Абай», автор более 60 публикаций в Казахстане, Китае, США, участница международных симпозиумов, конференций; редактор ряда кандидатских диссертаций, главный редактор журнала «В мире музыки», постоянная участница телевизионных передач, рецензент книг по казахской музыке.

Изучение казахской музыки ХХ века и рубежа веков – приоритет в музыковедческой деятельности автора ряда методических пособий, статей и докладов по актуальным проблемам музыкальной жизни РК, четырех книг, кандидата искусствоведения, доцента (с 1997 г.), профессора (с 2008 г.) А.Омарова. Защитив кандидатскую диссертацию по теме «Оперное творчество композиторов Казахстана в контексте музыкально-исторического процесса» в 1994 году, она успешно руководит работами дипломников, аспирантов, стажеров-исследователей, соискателей. А.Омарова – научный руководитель 8-ми кандидатских диссертаций (7 – по искусствоведению, 1 – по культурологии). В 2001-2008 гг. она являлась проректором по учебной и научной работе Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, автором идеи и реализатором большого количества научных проектов КНК.

В 1996 году с целью укрупнения структурных подразделений консерватории кафедра казахской музыки и фольклора вошла в состав кафедры истории музыки. В апреле 1997 года, приказом ректора Ж.Аубакировой, она была открыта вновь. Заведующей кафедрой стала доцент Г.Омарова, возглавлявшая ее до 1999 года. Кандидат искусствоведения Г.Омарова руководила кафедрой в период преобразований в системе высшего музыкального образования республики, обусловленных переходом на четырехгодичную систему обучения, а также активизации работы по подготовке рабочих учебных программ. Одновременно происходит реформирование системы обучения исполнителей традиционной музыки. Вводятся в учебный процесс комплексный курс традиционной музыки, а также «Теория монодии», «Инструментоведение», «Традиционная культура кочевых народов», «Социология религии». Состав кафедры расширяется педагогами, обеспечивавшими ведение новых курсов. Среди них – крупные казахстанские ученые, с деятельностью которых связан важный этап становления высшего музыкального образования республики – профессор, доктор искусствоведения А.Мухамбетова, автор большого количества статей, монографий по традиционной инструментальной культуре; профессор Т.Алибакиева; кандидат искусствоведения, проректор консерватории по научной работе в 1998-1999 гг., доцент С.Раимбергенова – один из авторов монографий по народной инструментальной музыке, разработавшая практический курс «Этносольфеджио» для студентов специализации «Народное пение»,  впоследствии получивший продолжение у Р.Несипбай; выпускник Московской консерватории, композитор, кандидат искусствоведения, доцент, член Союза композиторов Казахстана Б.Аманжол, разработавший авторские курсы «Основы музыкального мышления» и читающий курсы «Музыка Востока», «История оркестровых стилей», «Инструментоведение»; этнографы А.Егинбаева и А.Бейсенова, а также выпускники консерватории – Д.Бахтигалиева, кандидат искусствоведения, Р.Джуманиязова, Е.Тунгышулы, кандидаты искусствоведения Б.Муптекеев, А.Байбек и Т.Мукышев. В 1999 году в целях совершенствования учебного процесса была создана  кафедра истории казахской и зарубежной музыки, которую до декабря 2001 года возглавляла С.Елеманова. С этим периодом совпал пик творческой активности молодых преподавателей кафедры, среди которых была кандидат искусствоведения, доцент Р.Несипбай, защитившая диссертацию по теме своей монографии «Кюй-токпе в системе традиционного мироотношения казахов (проблемы темы, формы и композиции в кюях-токпе)» в 1999 году. Наряду с историческими дисциплинами Р.Несипбай, одной из первых на кафедре, читала специальные курсы по «Теории монодии» и «Истории и методологии музыкальной фольклористики» на казахском  языке. Также ею проводилась дальнейшая разработка  практического курса «Этносольфеджио» для студентов специализации «Народное пение».

В 2001-2004 гг. кафедрой истории казахской и зарубежной музыки заведует старший преподаватель А.Бердибай, осуществляющая ведение курсов на казахском и русском языках по «Истории казахской музыки», «Музыкально-этнографической практике», специальности. Она – автор Типовых программ по различным дисциплинам истории и теории национальной музыки, статей и учебного пособия по теме своей диссертации «Припевы казахских песен». В настоящее время доктором философии PhD А.Бердыбай является доцентом кафедры.

В течение нескольких лет разрабатываются авторские курсы, в числе которых: «История музыкальных стилей и жанров» (А.Карамендина), «Современные художественные течения» (Д.Ахметбекова), «Основы музыкального мышления» (Б.Аманжол), «История музыкального театра» (А.Платонов, Д.Ахметбекова), «Музыкальная критика и журналистика» (Т.Джумалиева). Педагогами кафедры активно внедряются в учебный процесс результаты авторских исследований, ведется теоретическое и методическое обновление отдельных разделов и тем читаемых курсов.

С 2000 года возобновилась экспедиционная работа, значительно обогатившая фондовые материалы научно-исследовательской фольклорной лаборатории консерватории. Ясно обозначается специфика и место кафедры в современном культурно-образовательном пространстве республики, обусловленные уникальным проблемным ракурсом исследования истории и теории казахстанской музыкальной культуры. В числе важнейших приоритетов – задача углубления исторического знания на основе новых археологических и этнографических сведений, восстановление неразработанных периодов, а также корректировка большинства разделов учебных курсов на основе художественно-эстетических оценочных критериев анализа музыкально-исторического процесса.

Как и в предыдущие годы, кафедра пополняется молодыми специалистами, которые вносят свой вклад в развитие казахстанского музыкознания. Темы их диссертационных исследований отражают современную тенденцию объединения смежных наук – академического музыкознания, этномузыковедения, социологии, психологии, культурологии, философии и эстетики – в сложный методологический комплекс. В русле этих определений находится, в частности, диссертационная работа Р.Джуманиязовой «Особенности системы музыкально-эстетических категорий в казахской традиционной инструментальной музыке», защищенная в 2002 году.

С целью повышения профессионального уровня, усиления научно-исследовательского потенциала и обмена опытом в 2001 году на кафедру истории казахской и зарубежной музыки был приглашен доктор искусствоведения, профессор Ш.Гуллыев, докторская диссертация которого «Туркменская музыка (наследие)» была защищена в 1997 году в Ташкенте. На кафедре им начата работа в области взаимодействия традиционных музыкальных культур народов Центральной Азии, реализующаяся в преподавании специальных курсов «Теории монодии», «Народного музыкального творчества», «Музыкально-этнографической практики».

Активную деятельность в разработке и реализации международных проектов, поддерживаемую фондом «Сорос-Казахстан», вели на кафедре профессора Ш.Гуллыев, С.А.Елеманова, Т.Джумалиева, доцент Д.Ахметбекова и другие преподаватели. Так, в течение последних лет, был осуществлен выпуск на электронных носителях «Антологии казахской музыки», «Музыкальной фонохрестоматии» в пяти частях и ряд других изданий. Фестивали традиционной музыки, координатором которых является С.Елеманова, стали одной из форм плодотворного международного сотрудничества кафедры. Высокий статус кафедры подтверждается также участием ее преподавателей в международных конференциях и различных организациях. Например, Ш.Гуллыев – член исследовательской группы «Макам» Международного Совета по традиционной музыке при ЮНЕСКО и Совета учредителей Центрально-Азиатской академии искусств, Т.Джумалиева – член редакционной коллегии Международного журнала «Style», членом и экспертом диссертационных, ученых советов; С.Елеманова – эксперт Международного проекта «Асыл мура» и член Международной группы «Неосязаемое» при ЮНЕСКО, А.Сабырова – главный редактор журнала «В мире музыки» и т.д. Кульминационным событием научной работы кафедры стало проведение в 2009 году на базе КНК им. Курмангазы Международной научно-практической конференции «Традиционные музыкальные культуры народов Центральной Азии».

В 2009 году кафедра теории музыки и кафедра истории казахской и зарубежной музыки были объединены в кафедру музыковедения, заведующим которой был назначен кандидат искусствоведения, доцент В.А.Шапилов. В новых условиях информатизации образования члены кафедры активно используют цифровые технологии в новых  мультимедийных аудиториях и разрабатывают учебно-методические материалы, в том числе – электронные учебники: Зыкова Л. «Оперы Д.Шостаковича»; Шапилов В. «Программа Finale. Основные навыки»; Шапилов В., Гамарник М., Зубкова Г. «Сборник диктантов по сольфеджио (на основе материалов вступительных экзаменов КНК им. Курмангазы)»; Сабырова А. «История казахской музыки». Также продолжается разработка традиционных учебных пособий и научных исследований: Бегембетова Г. «Энгармоническая модуляция в курсе сольфеджио»; Нильдикешев Т. «Примеры заданий на вступительных экзаменах по музыкально-теоретическим дисциплинам»; Шапилов А. «Основы работы в нотном редакторе Finale 2014»; Ахметбекова Д. «Композитор Б.Дальденбай»; Бердибай А. «Казактың дәстурлі әндерін зерттеу мәселелері»; Сабырова А. Электронный учебник и учебное пособие «Ежелгі дәуірдегі қазақ музыкасы». Результатом многолетнего труда является монография профессора С.Утегалиевой:  «Звуковой мир тюркских народов: теория, история и практика», первый  этномузыковедческий труд  за историю суверенного Казахстана,  изданный в другом государстве (Россия).

В последнее десятилетие в связи с увеличением количества студентов, обучающихся на государственном языке на кафедру были приглашены педагоги, выпускники КНК им. Курмангазы, кандидаты наук А.Мукан, Т.Оспанова, А.Имашева.

Члены кафедры активно принимают участие в программе МОН РК «Visiting Professors», в рамках которой были проведены мастер-классы ведущих профессоров Московской государственной консерватории, докторов искусствоведения А.Соколова, В.Юнусовой, И.Кряжевой и др.

С 2013 по 2017 год обязанности заведующего кафедрой музыковедения исполняла старший преподаватель, ныне доктор философии PhD А.Бердибай.  В период 2011-2013 гг. на кафедре была проведена подготовка к переходу на кредитную технологию обучения: разработаны новые государственные стандарты образования, типовые и рабочие учебные планы, типовые учебные программы, которые были изданы.

В 2017 году на заведование кафедрой музыковедения и композиции была приглашена кандидат искусствоведения, доцент, автор монографии «Эпос және музыка» и более 50 научных статей Бултбаева А.З.


СПИСОК ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ: 


Мусагулова Гульмира Жаксыбековна – декан факультета, кандидат искусствоведения, профессор

Әбдірахман Гүлнар Бақытқызы – профессор, кандидат искусствоведения

Бегембетова Галия Зайнакуловна – ассоциированный профессор, кандидат искусствоведения

Койлыбаева Марлена Тастемировна – заведующая кафедрой, доцент, доктор философии (PhD)

Утегалиева Сауле Искаковна – профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель РК

Бердыбай Айжан Рахманкуловна – доцент, доктор философии (PhD)

Бержапраков Данияр Багдатович – преподаватель

Газизова Лилия Шамильевна – старший преподаватель

Джумалиева Тамара Кажгалиевна – профессор, кандидат искусствоведения

Имашева Айгуль Тиллябековна –  кандидат педагогических наук (PhD), доцент

Джуманиязова Раушан Кенесовна – ассоциированный профессор, кандидат искусствоведения

Сарымсакова Алмагуль Сессияевна – кандидат искусствоведения, доцент

Калымова Галлия Далелхановна – доцент
Кожабеков Ильяс Кененбаевич – доцент, кандидат искусствоведения

Кондаурова Елена Геннадьевна – старший преподаватель, кандидат искусствоведения
Мусахан Данара Еруланкызы – старший преподаватель, доктор философии (PhD)
Недлина Валерия Ефимовна – старший преподаватель, кандидат искусствоведения
Нусупова Айзада Сайфуллаевна – ассоциированный профессор, кандидат искусствоведения

Омарова Аклима Кайрденовна – профессор, кандидат искусствоведения
Оспанова Тогжан Омирзаковна – профессор, кандидат педагогических наук, (доцент ВАК)

Сабирова Алия Султанмуратовна – доцент, кандидат искусствоведения

Таткенова Шолпан Акылбековна – старший преподаватель
Тулькубаева Жулдыз Жаханшаевна – старший преподаватель, магистр искусствоведческих наук

Шапилов Виталий Александрович – кандидат искусствоведения, доцент

Дальденбай Бейбут Абилович – Заслуженный деятель РК, профессор

Стригоцкий Владимир Андреевич – профессор

Умиров Ермек Касымович – доцент

Амирова Дина Жусупбековна – доцент

Бултбаева Айзада Зейкеновна – кандидат искусствоведения, доцент ВАК

Горячева Татьяна Викторовна – старший преподаватель

Казтуганова Айнур Жасанбергеновна – старший преподаватель (совместитель)

Мылтыкбаева Меруерт Ширакбаевна – доцент

Хинков-Айтбаева Наргиза Бахтияровна – преподаватель

Максимчева Ярослава Сергеевна – преподаватель

Мухамбетжанов Шерхан Мухамбетжанович – преподаватель

Мұқан Аманкелді Оразбайұлы – доцент ВАК, кандидат искусствоведения (совместитель)